Ушел из жизни Игорь Клавдиевич Наговский

22.05.2023

«Ленсвет» с прискорбием сообщает, что 20 мая 2023 года на 83-м году ушел из жизни Игорь Клавдиевич Наговский, возглавлявший предприятие с 1989 по 2001 годы, был удостоен государственной награды «Заслуженный энергетик РФ».

Игорь Клавдиевич родился 12 апреля 1941 года. В 1961 году окончил техникум железнодорожного транспорта в Ленинграде, в 1970 году — институт авиационного приборостроения по специальности «инженер-электромеханик». После окончания срочной службы в рядах вооруженных сил с 1965 года работал электромонтером, диспетчером, а затем директором Петродворцовой электросетевой конторы, входящей в состав электросетевого предприятия «Ленсвет» Главного теплоэнергетического управления (ГлавТЭУ) Ленсовета. В период 1980 — 1982 годов занимал должность заместителя председателя Петродворцового райсовета Ленинграда. С 1982 года работал начальником отдела ГлавТЭУ Ленсовета, затем с 1983 года назначается главным инженером, а с 1989 года — директором предприятия «Ленсвет» ГлавТЭУ, которым руководил 12 лет, до 2001 года.

За время работы на предприятии внёс огромный вклад в развитие систем наружного освещения и художественной подсветки Санкт-Петербурга.

Коллектив «Ленсвета» выражает глубокие соболезнования семье, близким и коллегам Игоря Клавдиевича Наговского, чья жизнь стала примером служения родному городу и любимому делу.

Интервью с Игорем Клавдиевичем Наговским, 2014 год.

– В ЭСП «Ленсвет» меня привел приятель – мы устроились фонарщиками в Петродворцовую электросеть. Вечерами и в выходные меняли перегоревшие лампы, выявляли короткие замыкания и захлесты проводов. Я уже имел представление об электричестве, так как до армии окончил техникум, получив специальность «энергетик», и поработал на железной дороге.

Уличное освещение того времени представляло собой колючую проволоку, которую мы меняли на голые провода. Проектирования тогда не было, просто ставили столб там, где считали нужным, и тянули к нему провод от ближайшего. В зоне обслуживания одного фонарщика было от 600 до 1000 уличных светильников на деревянных опорах. За смену приходилось менять до 50 ламп. Платили за это 60–70 рублей в месяц. Как студент института авиационного приборостроения я получал стипендию в 45 рублей, и вместе получалась солидная сумма. В нашей семье росло трое сыновей, все учились и заботились о себе сами, чтобы маме было не так тяжело.

Сначала работа фонарщика мне казалась даже дикой: выходишь на линию один, в темное время суток, весь инструмент – плоскогубцы и когти. Взбираешься на столб, выкручиваешь сгоревшую лампочку, вкручиваешь новую, а пока спускаешься, она уже потухла. Поднимаешься снова…

Но когда темная улица в полтора километра становится освещенной, значимость своей работы ощущаешь! А если еще и вышедшая на улицу бабуля говорит тебе: «Спасибо, кормилец, свет дал», то понимаешь, насколько это благодарное дело.

Так я проработал пять лет. О руководящей должности не задумывался: после окончания института должен был пойти по распределению в Министерство среднего машиностроения, где готовился к запуску космический корабль «Буран». Но поработав там на преддипломной практике, я понял, что это не мое, свою индивидуальность в серьезной оборонке не проявишь. И перераспределился в ЭСП «Ленсвет», где меня с радостью приняли, так как я уже успел себя хорошо зарекомендовать.

Получил самую маленькую, но очень ответственную инженерную должность – диспетчер Петродворцовой электросети. Когда фонарщиком я вкручивал лампочки на своем небольшом участке, то знал, что от меня зависит безопасность живущих там людей. А от диспетчера зависит электроснабжение целого района, и в аварийной ситуации я должен принять единственно правильное решение. Петродворцовая электросеть тогда обслуживала Красносельский район, часть Ломоносовского и часть Петродворцового районов.

Через два года меня назначили начальником эксплуатационного района, а в 1975 году я стал самым молодым директором Петродворцовых электрических сетей с четырьмя пригородными электросетями – Пушкинской, Колпинской, Сестрорецкой и Петродворцовой конторами. В то время ЭСП «Ленсвет» со своим строительно-монтажным управлением и базой спецмеханизмов было мощной структурой, мы выполняли работы любой сложности и помогали другим организациям. Да, плановая система и жесткая дисциплина создавали определенные рамки, но ты знал, что будет завтра, и составлял реально выполнимые планы. При этом с точки зрения финансирования лучшего времени для электросети не было: мы были самой богатой организацией в топливно-энергетическом управлении, массовое строительство давало работу – отсюда и прибыль за хорошие показатели. А вот с кадрами ситуация складывалась сложная: зарплата низкая, условия тяжелые. И я старался как можно чаще бывать на объектах. Когда у меня появилась машина, за первый год только по работе наездил около 30 000 км.

В 1980 году я был вынужден стать заместителем председателя исполкома Петродворцового района, но через три года добровольно ушел с этого поста, объяснив, что переоценил свои возможности. Тогда начальник Главного топливно-энергетического управления и просто удивительный человек А. С. Хотченков пригласил меня на должность начальника отдела главка. А спустя год, когда освободилось место главного инженера, я вернулся в ЭСП «Ленсвет». После шести лет работы был избран директором и отдал предприятию в этом качестве 12 лет.

…Случалось всякое, но некоторые моменты из прошлого помню, как сейчас. Летний выходной день. Штормовой ветер оставил после себя сотни поваленных деревьев и оборванные провода. Первым в диспетчерскую службу пришел наш старейший и всеми уважаемый электромонтер Алексей Иванович Сергеев. Потом вызвали меня. Я приехал с дачи и попросил у дежурного по Ленгорисполкому еще одну машину – от Гражданской обороны, чтобы обследовать все улицы с лежащими на земле проводами. Приезжаю на Кирилловскую улицу – там дети 7–9 лет таскают концы проводов, а ведь в любой момент диспетчер может включить напряжение, и тогда беды не миновать. Надел перчатки, взял плоскогубцы и на высоте обрезал провода.

А Сергеев в это время ездил по другим адресам на дежурной «Волге» Ленгорисполкома. Когда закончили работу, водитель сказал дежурному исполкома: «Мне было стыдно думать о обеде, когда этот дедок трудится в выходной день». Вот так мы тогда подготовили город к безопасному подключению. А в понедельник на совещании заместитель мэра города В. А. Яковлев поставил на вид руководителям, которые так и не появились на своих рабочих местах в тот выходной день.

Есть и приятные воспоминания. На Вознесенский проспект, от Фонтанки до Исаакиевской площади, мы установили по тем временам – это были 1996–1997 годы – самые дорогие в мире светильники. Но удалось снизить цену вдвое по сравнению с москвичами, так как компании было необходимо «обозначиться» в Ленинграде. Начальнику района приказал докладывать мне лично о каждой замененной лампе на этом участке. За первые три года эксплуатации не вышла из строя ни одна лампа.

Гордостью ЭСП «Ленсвет» стала и первая в СССР служба художественной подсветки. Ленинградский «Ленсвет» вместе с сотней городов по всей стране входил в ассоциацию «Союз свет». Мы всех поразили красотой ночной подсветки Петропавловской крепости, Медного всадника, Сената, Синода, Смольного.

В 1998 году мы приступили к разработке собственной программы наружного освещения города «Светлый город», в которую вошла и архитектурно-художественная подсветка. Первый вариант программы «Светлый город» был подписан в профильных комитетах, а когда дошло до утверждения губернатором В. А. Яковлевым, то вместо согласия я получил контроль с его стороны и незапланированную экскурсию по вечернему городу в сопровождении огромной делегации чиновников. Поездка длилась больше трех часов, после чего губернатор заключил: «Ну что же, будет город светлым!»

Хочу отметить включение подсветки Троицкого моста. Это было начало зимы, конструкция моста была вся в изморози. Мы с Яковлевым стоим на горбатом мостике – угол Фонтанки и набережной Кутузова. И, когда включили подсветку, заледеневший мост превратился в хрустальный. Эта красота пробила нас, мужчин, до слез. Позже появилась подсветка Никольского кафедрального собора со сквером по внутреннему периметру. Последний объект, в котором я участвовал и проект которого выполнили специалисты ЭСП «Ленсвет», – сказочный Большеохтинский мост, получивший за подсветку золотую медаль от корпорации General Electric.

Про художественную подсветку я могу говорить очень много. Г. Т. Ключник в мою бытность была начальником службы художественной подсветки. С ней в команде работал К. Р. Дунин и проектировщик В. Г. Иванов. К этой троице-генератору присоединился молодой Ю. Н. Худяков. Они ночами напролет на компьютере просчитывали схемы подсветки объектов. Без них я ничего не сделал бы. По велению времени и в силу сложившейся ситуации я вынужден был создать в ЭСП «Ленсвет» собственную проектную группу. Когда тот же В. Г. Иванов принес на экспертизу свой проект по подсветке Аничкова моста, старший эксперт сказал: «Безукоризненная работа, можете сами больше ко мне не приходить». Наши проектировщики О. Б. Семенюк, Л. В. Фролова всегда были востребованы и уважаемы. Вот так мы вышли из положения и нарабатывали проектную документацию.

Также мы при цехе по ремонту оборудования создали группу капитального ремонта. Продолжала функционировать и производственная лаборатория для измерения уровня освещенности, а затем при ней создали группу контроля за состоянием освещения. Мы должны были проверять все российские светильники по фондовым поставкам, поэтому добыли специальное оборудование и зарегистрировали его в центре сертификации «Ростест».

…Мне очень повезло в том, что я успел поработать с ветеранами, которые пришли в ЭСП «Ленсвет» сразу после снятия блокады. Это М. И. Васильева, А. И. Сергеева, К. В. Карамзина. А еще был К. Я. Клишов, который перешел в ЭСП «Ленсвет» с отдела наружного освещения, где трудился с 1928 года. Кирилл Яковлевич работал начальником СМУ, потом вышел на пенсию. Я пригласил его, чтобы он на своем примере учил молодежь преданности делу. Я очень благодарен судьбе за то, что она свела меня с предприятием «Ленсвет». Благодарен ветеранам войны и труда, которые передавали молодым сотрудникам свое мастерство и любовь к родному предприятию. И огромное спасибо руководству города в лице А. С. Хотченкова, В. Г. Меттус, А. И. Трегубова за понимание и весомую поддержку.